четверг, 10 марта 2011 г.

Как придумать идею для стартапа: 10 советов от стартапщика

Наверное, многие из вас, насмотревшись «Социальных сетей» и начитавшись хабрастатей, захотели начать свое дело в Интернете. И у многих из вас возникала проблема отсутствия идеи. А попытки взять и придумать идею на миллион долларов ни к чему не приводят.
У меня пару лет была такая же проблема. Я с завистью читал, как люди легко и непринужденно придумывали «Бойцовский клуб», OneMillionDollarHomePage, «Веселую ферму»…
Сейчас же я придумываю минимум по три идеи в неделю, а то и по идее в день. Само собой, одна грандиознее другой: о) И далеко не все из них связаны с Интернетом. Правда, часто выясняется, что кто-то придумал это до меня – но это не отменяет факта, что я тоже пришел к этой идее, сам пришел.
В этой статье я дам практические советы по пробуждению Вашего внутреннего творческого гения, а также расскажу, как это удалось мне.

1. Читайте


Читать следует литературу, полную разных интересных мыслей. Литературу, стимулирующую шевеление мозгов. В случае хорошей книжки вы должны почувствовать это шевеление после первых 20-30 страниц.
У меня все началось с книг Олега Матвейчева. Советую две его книги. Они легко читаются и содержат большое количество разнообразных мыслей. Идеи, изложенные в них, могут быть сколько угодно спорными, но дураком автора точно назвать нельзя.
«Уши машут ослом. Сумма политтехнологий». Эта книга содержит много примеров пиар-акций, раскруток, предвыборных кампаний. Читаешь ее – и тут же начинаешь прикидывать, как можно эти приемы применить к решению собственных задач. Хочу особо отметить две части этой книги. Во-первых, это глава про миллионеров. Во-вторых – список литературы для политтехнологов.
«Суверенитет духа». Книга о том, «как нам обустроить Россию». Рассматриваются проблемы поиска новой общемировой идеи. Советую почитать ее первой, хотя сам начинал с «Ушей». Если «Уши» предлагают инструменты для решения задачи, то «Дух» помогает сформулировать саму задачу. Именно эта книга привела меня к мысли об идеологии, основанной на производстве, творчестве. А эта мысль переросла в идею социальной сети для творческих людей.
«Обнаженный бизнес» Ричарда Брэнсона. Содержит много ценных советов и ярких примеров. Книга ярко показывает, что успешный бизнесмен – это не унылое пафосное *** в пиджаке, думающее только о деньгах, а человек с живым умом, который и помогает ему во всем видеть возможности для успешного бизнеса. Рассказы о его ярких и веселых пиар-ходах натолкнули меня на мысль о дешевом способе пропиарить мой проект.
«Generation П» Виктора Пелевина. Вообще, читайте Пелевина – у него чуть ли не в каждом абзаце интересная мысль.
Статьи о стартапах на хабре. Чуть ли не после каждой статьи возникает новая идея. Замечание: идеи у меня возникали, когда уже была придумана базовая идея проекта.

2. Подумайте, что вам нужно


Вы наверняка тысячу раз слышали «найдите неудовлетворенную потребность и удовлетворите ее». Только где ж ее возьмешь, неудовлетворенную потребность? Все уже давно удовлетворили.
Так будет, если вы будете искать «потребность вообще», сферическую потребность в вакууме. Ищите собственную потребность!
Подумайте! IBM лучше всех знала, что такое компьютеры – и не увидела перспективы в персональных компьютерах. Её увидел студент Билл Гейтс.
Все миллиарды Билла Гейтса не помогли ему создать Google. Google основан студентами.
И опять: ни Гугл, ни Гейтс не смогли придумать Facebook. Facebook мог быть придуман только асоциальным хакером, которого бросила девушка и не принимают в элитные гарвардские клубы. Этот хакер удовлетворил свою личную потребность. А у Билла Гейтса такой потребности просто не было! Он не мог придумать Фэйсбук! Вообразите себе Гейтса, который хочет закадрить девушку по интернету или выкладывает фотки, чтобы их покомментировали соседи.
В том же фильме «Социальная сеть» рассказывается об основателе сети магазинов «Victoria’s Secret», который придумал этот магазин, потому что стеснялся купить жене колготки. Представьте, что сейчас к вам подойдет ваш знакомый и скажет: «Слушай, я тут придумал офигенную бизнес-идею: магазин женского белья, но только для мужчин, причем нормальных мужчин, не геев!» Что бы вы ему ответили?
Думаю, достаточно примеров. Посмотрите, чего вам лично не хватает? Я живу в маленьком пригородном поселке, и мне всегда хотелось дружить и общаться с различными интересными людьми – автостопщиками, экстремалами, музыкантами… К тому же до чертиков надоели всякие социалки-жизневысасывалки, где скучные люди тратят свою жизнь на комментирование фотографий и «Веселую ферму». И я придумал сайт для интересных, активных людей, где они могут делиться своими достижениями, находить единомышленников на новые подвиги.

3. Исследуйте мир


В 2010 году я совершил много всего примечательного. Я впервые путешествовал автостопом, я прыгнул с крыши со страховкой, организовал конкурс социального граффити в своем поселке, выиграл приз симпатий команд-разработчиков на HackDay#9 и кучу всего еще. Все это не имеет отношения к моему проекту. Но если бы я всего этого не сделал, я бы не осознал свою ценность как обладающего разнообразным опытом человека. И не придумал бы свой проект.
Применение жидким кристаллам придумали лишь через сто лет после их изобретения. Не отказывайтесь от нового опыта. Он может иметь самые неожиданные последствия. И любая RPG подтвердит, что любой, даже самый, казалось бы, ненужный опыт – всегда в плюс.

4. Работайте над своей идеей


Когда вы придумаете свою первую идею века – она захватит вас полностью. Вы не сможете ни о чем другом думать. Ни о чем другом говорить со своей девушкой. Вы будете засыпать и просыпаться с мыслями о проекте.
И теперь, когда вы будете читать книги или открывать что-то новое в жизни – вы будете делать это не бессмысленно. Вы будете постоянно примерять все к своей идее. И постоянно будут возникать новые идеи и решения. Проблема, еще вчера казавшаяся неразрешимой, вдруг окажется возможностью, полем для внедрения дополнительных фишек в ваш проект.
Это даже не совет. Это пророчество, неизбежный ход событий. Если вы генератор идей, все так и будет.

5. Принимайте ванну


Или душ. В одной из авторитетных статей уже отмечалось, что душ – это ситуация, в которой ваш разум бодр, но ничем конкретным не занят. И он находится в «свободном полете». А поскольку все ваше существование наполнено теперь вашим проектом – он будет «летать» именно в этой области. У меня идеи возникают обычно минут через 15 релаксации или уже после выхода из ванны. А вот Архимеду достаточно было только плюхнуться – и сразу эврика: о)

6. Общайтесь с людьми


Это само собой разумеется. Мозговой штурм, эмержентность системы и все такое.

7. Определите свою ценность


Нужно не только видеть в чем нуждается мир. Нужно видеть, что вы можете ему предложить.
Вернемся к теме вдохновляющей литературы. В статье «10 причин не устраиваться на работу», помимо банальностей вроде «как это клево, когда у тебя есть сайт, ты спишь, а он тебе деньги приносит» прозвучала важная мысль: продавайте свою ценность. Там имелось ввиду «работайте сами на себя, занимаясь тем, что умеете и любите». Но я понял буквально. И задумался, а в чем, собственно, моя ценность? И решил, что она – в моем уникальном опыте, который я добываю, пробуя разнообразные стороны жизни. Так идея социалки для творческих людей переродилась в идею хаброобразного коллективного блога, в котором люди делятся, что интересного и яркого они сами сделали.
Ваша ценность – в вашем уникальном опыте. Есть что-то, что вы знаете лучше других. И если это что-то интересно кому-то кроме вас – можно сделать на этом стартап. Чем более нишевая вещь – тем меньше спрос, но и конкуренция меньше.

8. Познакомьтесь с АРИЗ, ТРИЗ, концептуальным проектированием


Существуют целые методики генерирования новых идей, создания изобретений. Например, метод фокальных объектов.

9. Поищите решение в другой предметной области


Наблюдайте за окружающим миром. Изучайте разные области знаний. Многие решения в разных предметных областях берутся из других предметных областей. К примеру, по аналогии с природным механизмом эволюции в информатике придуманы эволюционные методы оптимизации.
Вообще, в природе тут и там встречаются общие закономерности. Чтобы не быть голословным, приведу самые известные: золотое сечение, закон Парето.

10. Присоединитесь к стартапу


В самом деле, если вы никак не можете придумать свою идею – присоединитесь к уже существующему стартапу! Всем будет польза! В частности, если вас заинтересовал мой проект naraduge.org, можете связатсья со мной – я пока что единственный человек в команде проекта, а идей для него вагон и маленькая тележка.
Как я уже говорил, стоит одной идее захватить вашу голову – и другие полезут вслед за ней. Так возьмите готовую первую идею! Войдите в чужой стартап. В процессе придумаете свою проект – а под рукой у вас уже будет слаженная команда.

Мой стартап еще очень юн. Думаю, в процессе работы над ним я открою новые источники вдохновения. Обещаю поделиться ими с вами.

До встречи на новой высоте!


Источник: Хабрахабр - Идеи для стартапов
Оригинальная страница: Как придумать идею для стартапа: 10 советов от стартапщика

Комментариев нет:

Отправить комментарий